top of page

"Теска", Македония / Τέσκα


Танец из нома Драма (Νομός Δράμας), расположенного в Восточной Македонии и Фракии.


Танец исполняют 6, 7 и 8 января в период праздника Богоявления во время завершения празднования двенадцати дней Рождества и Нового года. Традиции танца с масками и ритуалами плодородия

восходят к дионисийским мистериям. В танцах и ритуалах участвуют ряженые – "кудунатои" с колоколами, "бабугера", "харапья" и "аркудес" (κουδουνάτοι, μπαμπούγερα, χαράπια, αρκούδες). "Кудунатои" (κουδουνάτοι) изгоняют зло песнями, танцами и ритуальными действиями. "Бабугера", "харапья" и "аркудес" играют на простейших македонских лирах, волынках и барабанах "дайредес" (νταϊρέδες).


Для танца чаще всего используют народную песню "Дева вино продавала" (Κόρη πούλαγε κρασί).


Танец исполняют в смешанных хороводах с разделением: к цепочке кавалеров цепляется цепочка дам.


Музыкальный размер танца – 2/4.


 

СХЕМА ТАНЦА


Руки в позиции V.


Пока описание шагов этого танца не готово, но я сделал видеопример.


 

ПРИМЕР ИСПОЛНЕНИЯ





 

ПРИМЕР ШАГОВ



 

МУЗЫКА



 

СЛОВА ПЕСНИ


Κόρη πούλαγε κρασί


Κόρη πούλαγε κρασί

Με το φεγγάρι από βραδύς


Με το φεγγάρι από βραδύς

Το πρωί με ξημέρωμα


Πέρασε νέος πέρασε

Και κρασί ζήτησε να πιει


Παλικάρι μελαχρινό

Το κρασί είναι ακριβό


Κόρη δως μου κρασί να πιω

Εγώ εσένα αγαπώ


ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД


Дева вино продавала


Дева вино продавала

Вместе с луной по вечерам.


Вместе с луной по вечерам,

И до утра с зарёю.


Шёл мимо юноша:

Искал, где вина испить.


Парень черноволосый,

А вино дорогое.


"Дева, дай мне вина,

Я тебя люблю".


***


Αϊ να πάμε στο βουνό


Αϊ να πάμε στο βουνό Μαρίτσα μου,

να μαζέψουμε τσαλιά Μαρίτσα μου.


Για ν' ανάψουμε φωτιά Μαρίτσα μου,

Μες στις φλόγες να με ρίξεις Μάρω μου.


Εγώ να καίω 'συ να βλέπεις Μάρω μου,

μέχρι να καώ να λιώσω Μάρω μου.


Σκόνη στάχτες να μαζεύεις Μάρω μου,

να σκορπάς στα περιβόλια Μάρω μου.


Να φυτρώσ' βασιλικός Μαρίτσα μου.


ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД


Ай, пойдём на гору


Ай, пойдём на гору, Марица моя,

Соберём кусты терновые, Марица моя.


Разожжём пламя, Марица моя,

Бросишь меня в огонь, Маро моя.


Как сгораю я, увидишь, Маро моя,

И пока горю, растаю, Маро моя.


Соберёшь прах-пепел, Маро моя,

Да развеешь в полях и лугах, Маро моя.


Вырастет из него базилик, Марица моя.


 

Comments


bottom of page