top of page

"Сиртос Сигафистос", Западная Фракия / Συρτός Συγκαθιστός

Свадебный танец из Фракии. Для его исполнения можно использовать несколько народных песен, например: "В этом году летом" / "Этим летом"/ "Воцарилась звезда утренняя" / "Куропатка с горы" (Φέτος το καλοκαιράκι / Τουτο το καλοκαιρακι / Βασίλεψεν ο Αυγερινός / Μια πέρδικα απ' το βουνό).

Танец исполняется в смешанных хороводах с разделением: к цепочке кавалеров цепляется цепочка дам.


Музыкальный размер танца – 9/8 или 9/4.

 

СХЕМА ТАНЦА

Руки в позиции W.

Считать удобно по три, т.е. 1и-2-3, 1и-2-3 и т.д.

Считать удобно по три, т. е. 1и–2–3, 1и–2–3 и т. д.


1-я фигура:


(1и–2–3) Корпус направлен к центру круга: боковой шаг правой – приставить левую (т. е. боковой приставной шаг) – с правой обычный боковой шаг.

Вариант: боковой шаг правой – левой чуть взахлёст назад – с правой обычный боковой шаг.

(4и–5–6) С левой ноги три шага в правую переднюю диагональ (корпус также разворачивается в правую переднюю диагональ).

(7и–8–9) Шаг правой в правую переднюю диагональ – шаг левой в правую переднюю диагональ – шаг на месте правой ногой назад (т.е. возвращение веса тела назад на правую ногу).

(10и–11–12) Шаг левой в левую заднюю диагональ – шаг правой ногой в левую заднюю диагональ – шаг на месте левой ногой вперёд (т. е. возвращение веса тела обратно на левую ногу).


Махи руками:

На счёт 4 – руки переходят в позицию V и делают замах чуть назад.

На счёт 5 – делают замах от себя на угол приблизительно 10 минут.

На счёт 6 – снова делают замах чуть назад.

На счёт 7 и 8 – за два счёта возвращаются в позицию W.


2-я фигура, необязательная. Иногда танец "Сиртос Сигафистос" заканчивают простой фигурой танца "Сигафистос" (это парный танец на те же три счёта):


Кавалеры и дамы расцепляются, выходят из хоровода и образуют пары. Первый шаг с правой ноги. В этой фигуре используются приставные шаги (похожи на тройной шаг) на три счёта (1и–2–3), т. е. шаг правой – приставить левую – шаг правой, шаг левой – приставить правую – шаг левой и т. п. Аналогично для боковых шагов. Ходить можно в любом направлении, но пара должна оставаться лицом друг к другу. Руки чуть раскинуты на уровне пояса или груди. Каждая рука совершает небольшой мах вместе с шагом на счёт 1и: одна рука к себе, другая одновременно от себя (например, на первый шаг правой ногой левая рука к себе, правая от себя, и наоборот; либо на первый шаг правой ногой правая рука к себе, а левая от себя, и наоборот). Женщины могут крутить платок.

 

ПРИМЕР ИСПОЛНЕНИЯ

 

ПРИМЕР ШАГОВ

 

МУЗЫКА

 

СЛОВА ПЕСНИ

Φέτος το καλοκαιράκι


Φέτος το – γκιουζέλ Μαρία – φέτος το καλοκαιράκι

φέτος το καλοκαιράκι κυνηγούσα ένα πουλάκι.

Κυνηγού – γκιουζέλ Μαρία – κηνυγούσα, λαχταρούσα

κυνηγούσα, λαχταρούσα, να το πιάσω δεν μπορούσα.

Παίρνω ρι – γκιουζέλ Μαρία – παίρνω, ρίχνω ασημοβέργα

παίρνω, ρίχνω ασημοβέργα, ήρθε το πουλί κοντά μου

Ήρθε το – γκιουζέλ Μαρία – ήρθε το πουλί κοντά μου

ήρθε το πουλί κοντά μου, κάθισε στα γόνατά μου.


ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД


В этом году, красавица* Мария, в этом году летом,

В этом году летом за птичкой я гнался.

Гнался, красавица Мария, и жаждал её,

Гнался и жаждал её, но не смог поймать.

Взял я, красавица Мария, взял и сплёл ловушку серебряную,

Взял и сплёл ловушку серебряную: пришла ко мне птица.

Пришла, красавица Мария, пришла ко мне птица,

Пришла ко мне птица, села ко мне на колени.


* Здесь используется турецкое слово "гюзель" (γκιουζέλ), т. е. "прекрасная" или "красавица".


***


Τουτο το καλοκαιρακι


Τούτο το, μαύρα μου μάτια.

Τούτο το καλοκαιράκι.

Τούτο το καλοκαιράκι,

κυνηγούσα' να πουλάκι.


Κυνηγούσα, μαύρα μου μάτια,

κυνηγούσα προσπαθούσα.

Κυνηγούσα προσπαθούσα,

να το πιάσω δεν μπορούσα.


Κι' έστησα, μαύρα μου μάτια

έστησα, τα ξόβεργά μου.

Εστησα τα ξόβεργά μου,

κι ήρθ' η πέρδικα κοντά μου.


ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД


Этим летом.

Этим летом

Гнался я за птичкой.


ΚГнался, чёрные мои глаза,

Пытался угнаться.

Пытался угнаться,

Но не смог поймать.


Поставил я, чёрные мои глаза,

Поставил я ловушки мои.

Поставил я ловушки мои,

И пришла ко мне куропатка моя.


***


Βασίλεψεν Αυγερινός


Βασίλεψεν ο Αυγερινός

Γλυκοχαράζει η μέρα, μαύρο πουλάκι μου

Γλυκοχαράζει η μέρα, το χελιδονάκι μου.


Παν’ τα πουλάκια στη βοσκή,

Όλα ζευγαρωμένα, μαύρο πουλάκι μου,

Όλα ζευγαρωμένα, το χελιδονάκι μου.


Κι ένα πουλάκι μοναχό κάθεται το καημένο.

Κάθεται το καημένο, μαύρο πουλάκι μου,

Κάθεται το καημένο, το χελιδονάκι μου.


Δε φάνηκε το ταίρι του

Και είναι λυπημένο, μάυρο πουλάκι μου,

Κια είναι λυπημένο, το χελιδονάκι μου.


ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД


Воцарилась звезда утренняя,

С розовым светом новый день разгорается, чёрная птичка моя.

С розовым светом новый день разгорается, ласточка моя.


Пошли птички на пастбища,

Все со своими любимыми, чёрная птичка моя,

Все со своими любимыми, ласточка моя.


А одна птичка одинокая сидит, бедная.

Сидит бедная, чёрная птичка моя,

Сидит бедная, ласточка моя.


Никак не явится друг её,

И грустна она, чёрная птичка моя,

И грустна она, ласточка моя.

 
bottom of page