top of page

Μη με στέλνεις μάνα στην Αμερική / "Не посылай меня, мама в Америку" (1935)

Сюжет песни отражает общие тенденции начала XX века, когда многие бедные люди с разных концов Европы стремились в Америку за своей мечтой. Музыку создал скрипач и композитор Димитрис Семсис (Δημήτρης Σέμσης, 1883–1950) по прозвищу "Салоникиос", "бессмертный смычок", по выражению певца Костаса Рукунаса (Κώστας Ρούκουνας, 1903–1984). Димитриса Семсиса называли "лучшим скрипачом Балкан" и "первой скрипкой ребетики".

Музыка относится к "родному" греческому стилю типа "сиртос": размер 2/4 и ритм "длинный – два коротких".

Звучит голос Риты Амбатзи (Ρίτα Αμπατζή, 1914–1969), известной греческой исполнительницы песен "ребетика", запись 1935 года:

Стихи: Йоргос Камвисис / Γιώργος Καμβύσης Музыка и партия скрипки: Димитрис Семсис "Салоникиос" / Δημήτρης Σέμσης "Σαλονικιός"

 

Μη με στέλνεις μάνα στη Αμερική θε να μαραζώσω, να πεθάνω εκεί.

Δολάρια δεν θέλω πώς να σου το πω καλιά, ψωμί, κρεμμύδι, κι αυτόνε π'αγαπώ.

(– Ωπα, κακούργα ξενιτια )

Αγαπώ μανούλα, κάποιον στο χωριό όμορφο, λεβέντη και μοναχογιό.

Μ' έχει φιλημένη μεσ' τις ρεματιές και αγκαλιασμένη κάτω απ'τις ιτιές.

Γιώργο μου σ'αφήνω φεύγω μακριά παν' να με παντρέψουν μεσ' την ξενιτιά.

(– Ωχ, να μου ζησεις Ρίτα μου! )

Σαν αρνί με πάνε να με σφάξουνε μα εκεί απ΄τον καημό μου θα με θάψουνε.

(– Γεια σου Σαλονικιε μου!!!! )

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД

Не посылай меня, мама, в Америку, Увяну я там и умру.

Не хочу я доллары, как мне тебе сказать, Лачуга, хлеб и лук - вот что я люблю.

(– Опа, злодейская чужбина!*)

Люблю, мамочка, одного в деревне, Красивого и статного, единственного сына**.

Целовались мы с ним в ущелье у реки, И обнимались под ивами.

оргос мой, оставляю тебя, ухожу далеко, Выдают меня замуж на чужбину.

(– Ох, живи, Рита моя!***)

Ведут меня как ягнёнка на заклание, Но похоронят меня там, умру от отчаяния.

(– Здравствуй, Салоникиос мой!****)

* При исполнении песен "ребетика" исполнители и музыканты могут вставлять короткие фразы "от себя", не предусмотренные автором стихов. Очень часто это взаимные приветствия с упоминанием имени. Такие фразы отмечаются скобками. ** "Единственный сын" (μοναχογιός) – устойчивое выражение. Количество детей у деревенского жителя имеет крайне важное значение. Например, при наличии нескольких сыновей, семья младшего всегда обязана жить рядом с родителями и поддерживать их. Старшие же сыновья могут сменить место жительства. *** Димитрис "Салоникиос" приветствует певицу. **** Рита приветствует Салоникиоса.

 

bottom of page