top of page

Ένα μικρό τουρκόπουλο / "Один молоденький турчонок" (народная)

Мне попался крайне необычный сюжет, который с небольшими изменениями очень популярен в деревнях Фракии и Центральной Македонии. Турок полюбил девушку-христианку, она же спасается от него в горах и там прячется в мраморных стенах церкви Святого Георгия, обещая святому вышитое покрывало, украшенное золотом и драгоценностями. Турок отправляется в погоню верхом на коне, а затем умоляет Святого Георгия вернуть девушку, обещая привезти много лампадного масла и свечей. На этом первый вариант сюжета заканчивается. Во втором варианте, представленном здесь, эта история продолжается. Турок обещает принять христианство, но обманывает святого и всё же заполучает девушку.


Вариант песни из деревни Вамвакофито (Βαμβακόφυτο) в номе Серрес (Σέρρες), Центральная Македония:



Скорее всего, эта песня исполнялась под какой-либо медленный женский хороводный танец с простыми шагами.


Музыка и стихи: народные

 

Ένα μικρό τουρκόπουλο αγάπησε μια χριστιανή.

αυτός πολύ την αγαπά μ’ αυτή δεν τόνε θέλει,

και πιάνει δίπλα τα βουνά κι απάν’ στο κορφοβούνι

και τα βουνά τη βγάλανε στο μέγα μοναστήρι.


Άγιε μου Γιώργη αφέντη μου μεγάλο τ’ όνομά σου

αυτή την ώρα κρύψε με απ’ τα τούρκικα τα χέρια,

θα σε χρυσώσω με χρυσά θ’ ανάβω τα καντήλια.

ανοίξανε τα μάρμαρα κι η κόρη μπαίνει μέσα.


Να και ο Τούρκος έφτασε καβάλα στ’ άλογό του.

Άγιε μου Γιώργη αφέντη μου μεγάλο τ’ όνομά σου,

αυτήν την κόρη βγάλ’ τηνε εγώ την αγαπάω,

θα βαπτισθώ χριστιανός θα πάρω τ’ όνομά σου.


Θα κουβαλώ τα λάδια σου σε βουβαλένιο δέρμα.

Ανοίξανε τα μάρμαρα κι η κόρη βγαίνει έξω.

Απ’ τα μαλλιά την άρπαξε κι η κόρη κλαίει και σκούζει.

Άσε με Τούρκε απ’ τα μαλλιά και πιάσε με απ’ τα χέρια,


Έχω δυο λόγια για να ειπώ στο μέγα Αϊ-Γιώργη.

πώς παραδίνει χριστιανή στα τούρκικα τα χέρια;

πώς παραδίνει χριστιανή στα τούρκικα τα χέρια;

δεν είναι κρίμα κι άδικο μια κόρη να τουρκέψει;


ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД


Один молоденький турчонок полюбил христианку.

Очень сильно он любил её, но она его не желала.

Пошла она вдоль гор и на вершину,

И горы привели её к большому монастырю.


"Святой мой Георгий, господин мой, велико имя твоё.

В этот час спрячь меня от турецких рук.

Я украшу тебя золотом, зажгу лампады".

Раскрылись мраморы и дева вошла внутрь.


А вот и турок явился верхом на своём коне:

"Святой мой Георгий, господин мой, велико имя твоё,

Эту деву, выпусти её, я её люблю.

Крещусь, стану христианином и возьму имя твоё.


Привезу я тебе масло в буйволиных мехах".

Раскрылись мраморы и вышла оттуда дева.

Схватил он её за волосы, а дева заплакала и закричала:

"Отпусти мои волосы, турок, и держи меня за руки:


Есть у меня два слова, чтобы сказать великому Святому Георгию.

Зачем христианка предана в руки турецкие?

Зачем христианка предана в руки турецкие?

Разве это не печально и несправедливо, что дева станет турчанкой?"

 
bottom of page