top of page

"Нератзья", Эпир / Νερατζιά

"Нератзья" – народная песня и один из "быстрых" вариантов эпирского танца "Сиртос ста триа". "Быстрый" эпирский танец – понятие весьма условное. Даже при таком обозначении темпа движения очень неторопливы.

Шаг типа "ста триа" (στα τρία) лежит в основе множества греческих танцев, среди которых "Сиртос ста триа", "Георгалакис", "Эхе я Паная", "Хасапосервико" (Συρτός στα Τρία, Γεωργαλάκης, Έχε γεια Παναγιά, Χασαποσέρβικο).

Поскольку шаги здесь весьма простые, танец "Нератзья" часто исполняют детские коллективы.

"Нератзья" – это цитрусовое дерево, гибрид мандарина и помело, плоды которого в Греции также называются "Севильским апельсином".


Танец исполняют в смешанном хороводе с чередованием кавалер – дама.


Музыкальный размер танца – 2/4.

 

СХЕМА ТАНЦА Руки в позиции T.

1-я фигура, базовая:

(1, 2) С правой два шага в правую переднюю диагональ.

(3–4) Правой боковой шаг – вынос левой в правую переднюю диагональ. Мужчины чуть сгибают ногу в колене и делают вынос выше, чем женщины. Женщины делают вынос прямой ногой и ставят её на носок чуть перед собой.

(5–6) Вернуть левую – вынос правой в левую переднюю диагональ. Мужчины чуть сгибают ногу в колене и делают вынос выше, чем женщины. Женщины делают вынос прямой ногой и ставят её на носок чуть перед собой.


1-я фигура, второй вариант, универсальный для мужчин и женщин:


(1, 2) С правой два шага в правую переднюю диагональ.

(3–4) Правой боковой шаг – приставить левую.

(5–6) Левой маленький шаг назад – приставить правую.


2-я фигура, необязательная:


(1, 2) С правой два шага в правую переднюю диагональ.

(3–4) С правой ноги маленький (почти на месте) тройной* боковой шаг вправо.

(5–6) С левой ноги маленький (почти на месте) тройной боковой шаг влево.


Смена фигур производится под договорённости исполнителей.


* Тройной шаг может исполняться в любом направлении:

(1) Шаг правой ногой (и одновременно подставление левой ноги к правой).

(2) Перенос веса тела на левую ногу.

(3) Перенос веса тела на правую ногу.

Далее зеркально с левой ноги. Тройной шаг делается на три счёта (1–2–3), но его необходимо уложить в два счёта танца.

 

ПРИМЕР ИСПОЛНЕНИЯ

 

ПРИМЕР ШАГОВ


 

МУЗЫКА

 

СЛОВА ПЕСНИ

Νεραντζιά, νεραντζιά,

νεραντζιά μου ανθισμένη σ’ αγαπώ,

χρόνια σ’ αγαπώ.


Αχ βρε νεραντζιά κοντούλα και γιομάτη,

αχ εσένα ε έβαλα στο μάτι.


Αχ βρε νεραντζιά κοκκινοφορεμένη,

Αχ εσύ με τρε με τρέλανες καημένη.


Νεραντζιά, νεραντζιά,

βάλε με στους κλώνους και μες στον ανθό,

και μες στον ανθό.


Αχ βρε νεραντζιά λουλούδι ανθισμένο,

πως μοσχο μοσχοβολάς καημένο.


Αχ βρε νεραντζιά εσύ θα με τρελάνεις,

με τα να τα νάζια που μου κάνεις.



ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД


Нератзья, нератзья,

Нератзья моя цветущая, я люблю тебя,

Годами я люблю.


Ах, маленькая моя и прелестная,

Ты всегда перед моими глазами.


Ах, нератзья в красном платье,

Ты свела меня с ума, бедная.


Нератзья, нератзья,

Положи меня среди побегов и среди цветков,

Среди цветков.


Ах, нератзья, распустившийся цветок,

Как ты благоухаешь, бедная.


Ах, нератзья, ты сводишь меня с ума,

Своим кокетством ты делаешь меня безумным.

 
bottom of page